Реклама

Главная - Новости
Правительство рф обязало организаторов распространения информации год хранить данные для фсб. Соцсети, блогеры и государство: новые меры по регулированию Интернета Понятие и кто является

После напряженного публичного диалога на прошлой неделе главы Роскомнадзора Александра Жарова с фактическим владельцем мессенджера Telegram, сервис был внесен в реестр организаторов распространения информации. Как теперь могут развиваться события, как давно существует этот реестр, есть ли там записи кроме Telegram и появятся ли там еще мессенджеры? Об этом "Российская газета" узнала у замруководителя Роскомнадзора Олега Иванова.

Роскомнадзор ведет реестр организаторов распространения информации с 2014 года. Как он наполняется? Почему именно сейчас возникло напряжение вокруг данного реестра?

Олег Иванов: Данный реестр действительно был создан в 2014 году в результате принятия "антитеррористического" пакета поправок в действующее законодательство. Этот пакет ввел в правовое поле два новых понятия - "блогер" и "организатор распространения информации". Последнее определение включает любой сайт в Интернете или онлайн-сервис, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями или файлами. Это социальные сети, различные форумы и блог-платформы, мессенджеры, файлообменники, видеохостинги.

Главное законодательное требование к организатору распространения информации - он обязан обеспечить хранение информации о действиях пользователей в течение полугода. И предоставить эти сведения по запросу правоохранительных органов при осуществлении ими оперативно-разыскной деятельности. Прежде всего при предотвращении или расследовании терактов.

Чтобы государственные органы понимали, с кем они имеют дело, и знали, куда направлять свои запросы, организаторы распространения информации обязаны уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности. То есть предоставить определенный набор контактных сведений. Всего пять идентификаторов: страна регистрации, юридический адрес, доменное имя, почтовый и электронный адреса компании и хостинг-провайдера, а также общее описание функций сервиса. Эти данные вносятся в соответствующий реестр.

Компании включаются в реестр организаторов распространения информации либо по запросу правоохранительных органов, либо по инициативе самого сервиса. По состоянию на вчерашний день реестр содержит сведения о 85 организаторах распространения информации - прежде всего тех, кто уведомил о себе в инициативном порядке.

Иностранных компаний в нем десять. Среди них компании, управляющие популярными файлообменниками (Depositfiles, Letitbit и др.), браузерами (OperaSoftware), видеохостингами (Vimeo), мессенджерами (WeChat, Threema, Telegram).

Принятие в 2016 году поправок в Закон "О противодействии терроризму" послужило импульсом для усиления работы министерств и ведомств по реализации данного закона.

Существует мнение, что после регистрации в этом реестре российские спецслужбы получают возможность читать переписку пользователей. Насколько оно соответствует действительности?

Олег Иванов: Это неправда - содержание переписки закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. С какого сетевого адреса фигурант расследования выходил в Интернет, какие сайты посещал, с кем переписывался, кому звонил в мессенджере, в какое время и так далее. Само содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует.

Обязанности организатора распространения информации возникают в силу закона, а не факта внесения в реестр. Если ваш сервис подпадает под определение организатора распространения информации, вы уже обязаны делать то, что требует закон.

Включение организатора распространения информации в реестр означает готовность компании работать в российском правовом поле, следовать требованиям национального законодательства, обеспечивать хранение информации в антитеррористических целях.

А кому еще вы направляли требования о регистрации в реестре? Будут ли в него включены, допустим, такие популярные в России сервисы, как WhatsApp или Viber?

Олег Иванов: Мы находимся в прямом диалоге с большинством крупнейших международных IT-компаний и сервисов - Apple, Twitter, Facebook и WhatsApp, Google, Microsoft, Viber и др. Проходят личные встречи, консультации с их представителями. Мы уважаем право компаний на конфиденциальность переговоров, поэтому не выносим в публичное поле результаты их промежуточных этапов. Эти компании сейчас находятся в процессе принятия решения о внесении в наш реестр. Нужно понимать, что это глобальные корпорации со сложной системой управления и согласования юридически значимых действий. Но для нас важно стремление компании к сотрудничеству. Если оно явно обозначено, у нас есть процедурные возможности для того, чтобы предоставить сервису дополнительное время, необходимое для согласования итогового решения.

Напротив, если компания уклоняется от диалога, игнорирует наши требования или через средства массовой информации транслирует явное нежелание их исполнять, мы обязаны применить предусмотренные законом санкции. В случае с организаторами распространения информации это административный штраф в размере до 300 тысяч рублей или блокировка на территории России. Как вы понимаете, оштрафованы могут быть только компании, зарегистрированные в российской юрисдикции. Для иностранных компаний блокировка их сервисов в России - безальтернативная мера воздействия.

В реестр включено 85 организаторов распространения информации. Больше там тех, кто уведомил о себе сам

В настоящий момент есть несколько иностранных компаний, которые отказались зарегистрировать свои сервисы в реестре организаторов распространения информации. Заблокированы четыре иностранных ресурса - Zello, Line, BlackBerryMessenger, PaulKeever.

Блокировка организатора распространения информации - не вечная мера. Что необходимо сделать компаниям, чтобы снять блокировку? Сколько времени занимает процедура разблокирования?

Олег Иванов: Вы правы, блокировка длится ровно до того момента, пока не будут выполнены требования законодательства. Пример - китайский мессенджер WeChat. Блокировка данного ресурса в мае текущего года продлилась неделю. После того как компания TencentHoldings предоставила необходимые сведения, мы проверили их достоверность, и доступ к мессенджеру был сразу же возобновлен. Связываю данный инцидент со сложностями международной коммуникации. Администраторы китайского ресурса просто вовремя не обратили внимание на требование, поступившее из России, - они подтвердили это нам позднее. Для разрешения этой ситуации нам пришлось задействовать дипломатические каналы.

С внесением в реестр организаторов распространения информации работа Роскомнадзора с ними заканчивается?

Олег Иванов: Да, далее начинается прямая коммуникация сервиса с российскими спецслужбами. Повторюсь - это вовсе не значит, что вся переписка читается. Но у правоохранительных органов должна быть возможность удостовериться в том, что господин N действительно участвует в террористической или экстремисткой деятельности, пресечь его публичную работу в Сети, а также раскрыть его преступные связи. Это нормальная работа спецслужб во всем мире.

Олег Иванов: Содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. Фото: РИА Новости

После напряженного публичного диалога с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым основатель и фактический владелец мессенджера Telegram Павел Дуров на прошлой неделе согласился на внесение Telegram в реестр ведомства. Однако он продолжает в своих социальных сетях транслировать позицию, что мессенджер не передаст спецслужбам мира ни бита информации о пользователях. Как вы относитесь к такому поведению Дурова?

Олег Иванов: Анонимность мессенджера и абсолютная конфиденциальность коммуникаций внутри него (в том числе за счет использования оконечного шифрования в "секретных" чатах) - та "фишка", вокруг которой Telegram построил всю свою маркетинговую кампанию. Это основа репутационной идентификации сервиса и лично Павла Дурова. Полагаю, что в публичном поле Павел Валерьевич продолжит транслировать указанную позицию. Однако трудно спрогнозировать, что он будет делать, когда спецслужбы с фактами на руках докажут ему, что с помощью Telegram ведется подготовка террористического акта. Что он выберет - абстрактную ценность сетевой анонимности или жизни конкретных людей?

К тому же, на мой взгляд, существует два вида анонимности. Та анонимность, которая охраняет частную жизнь пользователей, является благом. Такая анонимность по факту защищается не только IT-индустрией, но и государствами. Например, право на тайну переписки гарантировано Конституцией Российской Федерации, и закон об организаторах распространения информации, как я уже сказал, не покушается на это конституционное право граждан. Однако есть и другая анонимность, которая позволяет террористам скрывать преступные замыслы. И это недопустимо в цивилизованном мире. Необходимо разделять эти понятия.

В России есть отечественные мессенджеры. Еще вот-вот запустят госмессенджеры, про которые заявляет институт развития Интернета. Их тоже надо включать в реестр?

Олег Иванов: Со стороны российских организаторов распространения информации мы видим полное понимание всех правоприменительных процессов. Никто из них не претендует на какие-либо привилегии при исполнении законодательства. Они все находятся в российском правовом поле, декларируют полное соответствие всем законодательным требованиям и по факту им соответствуют.

Насколько перспективны мессенджеры и можно ли их отличить от других сервисов для общения?

Олег Иванов: Классический мессенджер представляет собой замкнутую систему. Вся коммуникация между пользователями происходит внутри него, и возможность отправить какую-либо информацию на внешний ресурс зависит не только от возможностей самого мессенджера, но и от возможностей операционной системы вашего компьютера или мобильного гаджета. Я полагаю, что если в скором будущем кто-то реализует интегрированный интерфейс, который позволит использовать одновременно все мессенджеры, установленные на вашем устройстве, то, наверное, это будет бизнес-успех. А будущее, на мой взгляд, все-таки за технологией, которая объединит возможности браузера, социальной сети, мессенджера, почты, онлайн-покупок и так далее. Думаю, что ждать этого придется не слишком долго. Процесс взаимного проникновения указанных сервисов уже сейчас идет достаточно интенсивно.

Год назад мы рассказали о штрафах за нарушение закона о персональных данных. Стало понятно, что о законе, которому много лет, мало кто знал и многие владельцы сайтов его не соблюдали. Раньше штрафы были небольшие, а с 1 июля из-за одного нарушения можно потерять до 75 тысяч рублей. Все сразу решили в нем разобраться.

Потом была шумиха с реестром Роскомнадзора, в который включали соцсети, сайты знакомств и мессенджеры. Кто не соглашался - тех блокировали (мы чуть не лишились Телеграма, помните?). В этот реестр Роскомнадзор включает организаторов распространения информации. И там может оказаться ваш сайт, ваша компания и вы лично.

Организатором могут признать почти любой сайт. Для этого достаточно дать пользователям возможность комментировать, обмениваться сообщениями и писать отзывы о товарах.

Всем владельцам сайтов, блогов и форумов нужно разобраться в том, как работает закон для организаторов распространения информации. Скорее всего, вы даже не думаете, что он вас касается и у вас есть дополнительные обязанности. Но если их не выполнить, есть опасность штрафа. Например, 300 тысяч рублей за то, что вы не уведомили Роскомнадзор о начале работы. Или миллион рублей за то, что вы не храните данные о пользователях и их сообщениях или храните их не в России.

Кто такие организаторы распространения информации?

Екатерина Мирошкина

экономист

Это владельцы сайтов, программ и любых инструментов, которые помогают обмениваться электронными сообщениями в интернете: отправлять, получать, делать рассылки и как-то их обрабатывать.

В законе нет ограничения, что это должны быть только юридические лица или официально зарегистрированные предприниматели. Это просто какое-то лицо. И нет условия, что у этого лица должен быть бизнес, большой портал или мессенджер с миллионами пользователей по всему миру. Нет вообще никаких условий, кроме этого определения.

Кого могут признать таким организатором?

Формально статус и обязанности организатора возникают по умолчанию. Чтобы им стать, достаточно запустить сайт, сервис или программу, где пользователи могут отправлять и получать какие-то сообщения.

Для организаторов распространения информации Роскомнадзор ведет реестр. Присутствие в этом реестре означает только одно: у государства есть полная информация о владельце конкретного сайта. Ведомства знают, кому принадлежат сайты из реестра, как связаться с этой компанией и людьми, что с них можно спрашивать, кому отправлять запросы или выставлять штрафы.

Если сайта нет в реестре, это не значит, что он не организатор и не должен выполнять обязанности по закону. Это значит, что пока Роскомнадзор и спецслужбы не обратили на сайт внимания.

Сейчас в реестре 98 записей: есть мессенджеры, женские форумы, правовые порталы, региональные СМИ , платформы блогов и поисковые системы. Кто-то зарегистрировался сам, кого-то внес Роскомнадзор.

На днях сайт «Роем-ру» писал, что тоже попал в список, хотя не считает себя организатором. Несколько лет назад на сайте можно было отправлять личные сообщения. Роскомнадзор узнал об этом и внес сайт в реестр. Потом личные сообщения удалили и руководство портала захотело выйти из реестра: никакого сервиса для обмена сообщениями они больше не предоставляли. По крайней мере, им так казалось с учетом неопределенности в законе.

Но Роскомнадзор решил иначе и не исключил сайт из реестра. Все дело в комментариях под новостями - этого оказалось достаточно, чтобы сайт считался организатором распространения информации в интернете. Сейчас ООО «Роем» по-прежнему в реестре под номером 7-РР.

  1. Любой сайт, у которого есть комментарии под статьями. Даже если комментарии там никто не оставляет, а посещаемость 20 человек в день.
  2. Интернет-магазин с отзывами о товарах, которые могут комментировать другие пользователи.
  3. Форум рыболовов, домохозяек и бухгалтеров. Вообще любой форум без ограничения по темам и активности участников.
  4. Сайт с сообщениями от робота в личном кабинете или при заполнении формы.
  5. Личный блог или корпоративный журнал с комментариями.

Комментарии и отзывы - это тоже электронные сообщения?

В статье 2 закона 149-ФЗ написано, что такое электронное сообщение. Это любая информация, которую передают и получают в интернете. Комментарии под статьями, отзывы с возможностью комментирования и неформальная переписка где-то внутри сервиса - это тоже электронные сообщения.

Так считают эксперты, которые консультируют Роскомнадзор: кандидаты юридических наук, научные сотрудники и специалисты по информационному праву. Если вам тоже интересно разобраться, прочитайте комментарий к закону об информации А. И. Савельева.

В Конвенции ООН , которая действует и для России, тоже есть понятие электронного сообщения. Там оно даже шире, чем в российском законе: даже файл на флешке может быть электронным сообщением.

Системные сообщения тоже делают сайт организатором?

Да, формально системные сообщения тоже попадают под определение электронных. Но в отличие от сообщений, которые пользователи отправляют друг другу или оставляют в комментариях, здесь есть юридические нюансы. На системные сообщения не распространяются правила о хранении данных, которые установило правительство. Для них не нужен сервер в России, и они не интересны госорганам.

Уведомление Роскомнадзора о начале работы

Вы можете уведомить Роскомнадзор сами или отправить данные в ответ на его запрос. И здесь вот такая штука. По закону сайт считается организатором распространения информации, когда на нем можно оставлять сообщения, а не когда он попадет в реестр. Решили ввести комментарии под статьями - вы автоматически организатор. И вы сразу же должны отправить уведомление в Роскомнадзор, а не ждать, пока он вас заметит и пришлет запрос. Иначе есть повод для штрафа даже у физлиц.

300 000 Р

максимальный штраф за работу сайта без уведомления Роскомнадзора

Пока практика складывается так, что Роскомнадзор сам решает, кого надо внести в реестр, и направляет им запросы. Дальше владелец сайта соглашается, заполняет уведомление и его вносят в реестр. Или не соглашается, и к нему блокируют доступ. Кажется, что организаторами считаются только те, кто уже в реестре, но это не так. Реестр нужен для удобства ведомств и органов. Так им легче найти владельца сайта, чтобы запросить нужную информацию.

Сейчас в реестре меньше ста сайтов, но это не значит, что другие не организаторы. У Роскомнадзора нет столько времени и ресурсов, чтобы проверять и учитывать все форумы, новостные порталы и корпоративные блоги. Да и цели всех контролировать тоже нет.

Это не значит, что завтра вас не оштрафуют из-за уведомления - по закону имеют право. В то же время, даже если Роскомнадзор пришлет вам уведомление и вы вовремя на него ответите, штрафа вполне может не быть. Сейчас на практике это работает именно так, но в законе требования жестче, и они официально действуют.

Вы сами решайте, подавать уведомление или ждать запроса. Может быть, вам никогда не придет такой запрос и вами вообще не заинтересуется государство. А может быть, оно вами уже заинтересовалось и пока присматривается к вашим публикациям. Или с вашими публикациями все нормально, а вот в комментариях есть что-то интересное.

Хранение данных

Все организаторы распространения информации должны хранить данные о пользователях и их сообщениях в течение года: протоколы, логи, авторизации, платежи и даже спам.

Сейчас это касается только фактов сообщений: один пользователь написал другому какой-то текст или оставил комментарий такого-то числа и прикрепил к нему видео. С 1 июля 2018 года хранить нужно и сами сообщения: тексты, видео, картинки и звуки. Правда, только полгода.

В правилах правительства написано, что и как нужно хранить. Все данные в течение этого времени должны храниться в России. Параллельно сервер может быть и за границей, но в России - обязательно.

1 000 000 Р

максимальный штраф за нарушение правил хранения данных

Предоставление доступа к информации

Еще одна обязанность организаторов - предоставлять органам любую информацию о пользователях и их сообщениях. Таких органов несколько, и это не только ФСБ .

Правительство утвердило специальные правила, как именно владелец сайта должен взаимодействовать с органами. Если интересно - и отдельный документ. Добавим только, что решения суда для этого не нужно, а рассказывать о взаимодействии запрещено.

Допустим, у вас есть сайт с комментариями. Туда приходят странные спамеры и оставляют какие-то сообщения из бессмысленных слов. Вы трете эти комментарии. Спустя несколько дней к вам приходят из ФСБ и просят показать текст сообщений и все логи: откуда пришли люди, когда и что написали. Вдруг оказалось, что это были не бессмысленные слова, а какие-то коды. Такой запрос нельзя проигнорировать. Если информация не сохранилась или вы хранили ее не в России, придется платить штраф - до 5 тысяч для физлиц и до миллиона для ИП и компании.

Еще есть требования по автоматизации доступа и декодированию сообщений. Там все пока не очень понятно. И это точно касается только тех сайтов, которые представляют интерес для органов. Но за это тоже штрафуют. Телеграму, например, выписали 900 тысяч рублей, и оспорить этот штраф не удалось даже в Верховном суде.

Если вы пишете про рыбалку, личные финансы или косметику, соблюдая при этом закон и контролируя содержание комментариев, вас это вряд ли когда-нибудь коснется. А вот если вы или ваши гости обсуждаете происшествия, политику, законы, религию, суды или что-то незаконное, то может коснуться по-серьезному. Это не значит, что такое нельзя обсуждать, но у свободы слова и тайны переписки есть ограничения даже по Конституции. Если вдруг к вам поступит запрос, то следовать нужно точно не советам в интернете. Как минимум вы будете разрабатывать отдельный план с ФСБ , но никому об этом не расскажете. И вряд ли узнаете, что какой-то другой сайт уже разработал такой план и дал доступ к перепискам: по закону об этом говорить нельзя.

Идентификация пользователей

С 2018 года у организаторов распространения информации со встроенными мессенджерами еще одна обязанность: они должны идентифицировать всех пользователей по номерам телефонов. Неважно, какой логин или никнейм у комментатора - владелец сайта обязан знать и предоставить по запросу номер его телефона.

Мы подробно рассказывали - к ним есть и другие требования. Это не касается тех сайтов, где нельзя обмениваться мгновенными личными сообщениями. То есть не каждый организатор распространения информации - это мессенджер. Но любой мессенджер - организатор.

Фрилансер с личным блогом - это тоже организатор?

В законе есть исключения, когда сайт хоть и похож на организатора, но на него все эти требования не распространяются. Если сайт создан физическим лицом для личных нужд, то Роскомнадзору до такого сайта дела нет, в реестр он не попадет и госорганам ничего предоставлять не обязан.

Правительство установило перечень личных нужд. Если вы лично создали сайт и он покрывает ваши потребности из этого списка, вы не должны выполнять обязанности организатора распространения информации:

  1. Приобретение знаний, умений, навыков, опыта в целях интеллектуального, нравственного, культурного, творческого, физического и профессионального развития.
  2. Образование и наука.
  3. Создание результатов творческой деятельности (именно так и написано, мы сами не поняли).
  4. Покупка товаров, работ, услуг, поиск работников, размещение вакансий.
  5. Ведение домашнего хозяйства, садоводства, разведение животных.
  6. Получение информации о характеристиках и свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ.
  7. Отдых и воспитание детей.

Если вы как физлицо без бизнеса создали сайт или ведете блог, в котором публикуете свои статьи про рыбок, детей или саморазвитие, - вас не внесут в реестр, даже если там есть комментарии. Если вы на своем опыте учите кого-то писать тексты, проектировать интерфейсы или худеть, вам тоже ничего не нужно делать - учите дальше.

Когда личный или корпоративный блог все равно организатор

Не все сайты и блоги для личных нужд попадут под это исключение. Есть условия, когда даже личные блоги должны выполнять обязанности организатора:

  1. количество пользователей на сайте или в блоге больше 10 000;
  2. публикуются посты и материалы на общественно-политические темы;
  3. блог ведется в интересах какой-то компании;
  4. можно отправить сообщения всем сразу, без разбора.

Пример с книгами. Маркетолог издательства рассказывает о книгах, которые издает его работодатель. Кажется, что это личный блог, но на самом деле нет. Здесь есть интересы юрлица, поэтому исключение не сработает и личные нужды могут не спасти от реестра.

Пример с рассказами о городах. Блогер пишет на сайте об архитектуре в городах, критикуя представителей власти на местах и поддерживая в комментариях общественно-политические заявления. Он тоже может попасть в реестр. И он тем более туда попадет, если хоть и пишет от себя, но на самом деле сайт оформлен на ИП или фирму.

Пример с налогами. Бухгалтер рассказывает в личном блоге, как экономить на налогах, оформлять ИП и вести бухучет в компании. Кажется, что он делает это от себя как эксперт, но на самом деле рекламирует так свое ООО . А этот блог - часть пиара бухгалтерской фирмы или финансового сервиса.

Нет никаких ограничений по количеству информации в интересах компаний или частоте публикации общественно-политических постов. Это решается индивидуально и не вами.

У меня ИП и небольшой интернет-магазин. Меня касаются эти требования?

Да, эти требования касаются вообще всех: физлиц, предпринимателей и фирм. Исключения для личных нужд распространяются только на обычных людей, а на предпринимателей нет.

Если у вас в интернет-магазине можно оставлять комментарии к статьям, обсуждать цены или характеристики товаров, вы организатор распространения информации. Формально вы обязаны отправить уведомление в Роскомнадзор. Штрафы за несоблюдение требований для ИП такие же, как для юрлиц, - 300 тысяч за неотправленное уведомление.

Зачем это придумали? Такое только в России?

Такое не только в России. Наоборот, эти нормы появились в нашем законе гораздо позднее, чем в других странах. В Европе и США выдача данных о трафике по запросу правоохранительных органов - это нормальная практика. Наши законодатели взяли зарубежный опыт и адаптировали его к российским реалиям.

Основное назначение этих изменений - борьба с терроризмом и преступностью. Государственным органам, которые этим занимаются, нужен доступ к информации, которую распространяют некоторые сайты или пользователи. Получить такой доступ без этого закона было сложно, а с ним проще.

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ "О информации...

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети "Интернет"

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи , оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

5-10.1 149-ФЗ

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747"О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации".

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Необходимо отметить, что формулировки Постановления Правительства РФ N 747 о перечне личных нужд фактически распространяют нормы ст. 10.1 Закона на внутрикорпоративные почтовые коммуникационные сервисы (корпоративную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, внутрикорпоративные социальные сети и т.д.). В отсутствие иных четко прописанных исключений можно сделать вывод, что организация, обладающая подобными технологиями, используемыми для внутренних нужд, может рассматриваться в качестве ОРИвСИ со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости хранения данных о трафике и пользователях на территории России. В ходе обсуждения проекта вышеуказанного Постановления Правительства N 747 и иных подзаконных актов к ст. 10.1 Закона поправки, которые прямо выводили бы такие внутрикорпоративные отношения за его рамки, были отклонены. Сдержанный оптимизм внушает лишь тот факт, что в ходе совещаний с представителями индустрии сотрудники Роскомнадзора неоднократно заявляли о том, что внутрикорпоративные сервисы не подпадают под действие ст. 10.1 Закона. В качестве основания для такого толкования можно указать на дефиницию "распространения информации", под которой как отмечалось ранее, понимаются "действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц". Поскольку внутрикорпоративные коммуникационные сервисы всегда предполагают ограниченный и заранее определенный круг лиц, которые могут ими воспользоваться (работники организации, определенные лица, взаимодействующие с ней по гражданско-правовому договору и т.п.), то циркулирование информации в рамках таких сервисов нельзя рассматривать в качестве распространения информации, а значит нельзя рассматривать лицо, обеспечивающее их функционирование, в качестве организатора распространения информации в сети Интернет.

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Организатор обмена мгновенными сообщениями

п. 4.2 ст. 10.1

Проверка

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: - обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; - истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 "Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях.

Добрый день!

Для Вас изменения в закон чреваты не теми последствия, которые касаются блоггеров, т.к. Вы явно блоггером не являетесь (хотя определение блоггера в законе дано достаточно размыто).

Закон вводит новую обязанность - обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет». согласно ст 10.1. закона об информации информационных технологиях и о защите информации, которая вводится этим законом,

1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Определение предельно широкое, под него, по сути, подпадает любой сайт с форумом.

Согласно указанной выше статье, Организатор распространения информации будет обязан уведомлять Роскомназор о своей деятельности, хранить информацию о пользователях и их сообщениях, предоставлять ее соответствующих органам безопасности, принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий таких органов. Но всю конкретику должно установить Правительство, поэтому Вам надо пристально следить за появлением соответствующих нормативных актов. До их появления все указанные обязанности - декларативны.

Обращаю внимание, за невыполнение всех указанных выше обязанностей вводится ощутимая административная ответственность:

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации , информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах , для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица." ;

Если организатор не выполняет требования, при этом нарушения установлены постановлением об административной ответственности, то сайт будет заблокирован.
 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Почему совершать покупки онлайн выгоднее

Почему совершать покупки онлайн выгоднее

Заказывать здесь билеты достаточно просто. Выбирайте мероприятие, которое хотите посетить сами либо подарить билет на него кому-то из знакомых,...

Pls открыть. Чем открыть файл.PLS? Что необходимо для конвертации PLS файла в PDF файл или как можно создать PDF версию Вашего PLS файла

Pls открыть. Чем открыть файл.PLS? Что необходимо для конвертации PLS файла в PDF файл или как можно создать PDF версию Вашего PLS файла

Мы надеемся, что помогли Вам решить проблему с файлом PLS. Если Вы не знаете, где можно скачать приложение из нашего списка, нажмите на ссылку (это...

Что такое расширение файла AI?

Что такое расширение файла AI?

Мы надеемся, что помогли Вам решить проблему с файлом AI. Если Вы не знаете, где можно скачать приложение из нашего списка, нажмите на ссылку (это...

Оптимизация ОС: Программа для дефрагментации диска Установка piriform com defraggler download free

Оптимизация ОС: Программа для дефрагментации диска Установка piriform com defraggler download free

Defraggler — это качественная и быстрая дефрагментация любого логического системного/дополнительного диска компьютера для ОС Windows 10, 8 и 7....

feed-image RSS