Разделы сайта
Выбор редакции:
- Комментарии (7) к “Гаджеты для рабочего стола”
- Зарядное устройство из адаптера ноутбуков
- Использование монитора производительности для определения узких мест аппаратных средств, на которых запущен SQL Server
- Как скачать Media Player Classic для моей операционной системы
- Курсовая работа: Этапы производства микропроцессоров Современные технологии создания процессоров
- Подключение сканера штрихкода с помощью атол программы
- Недостаточная мощность железа
- Диспут PayPal как способ защиты от мошенников и недобросовестных продавцов Как открыть спор в paypal
- Как перевести файл пдф в ворд для редактирования текста в режиме онлайн бесплатно: пошаговая инструкция
- Как вернуть старую версию Скайпа?
Реклама
Особенности информатизации совета федерации. Цели информатизации совета федерации и назначение информационно-коммуникационной системы. Общие начала информатизации судебной деятельности |
С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации. Данная система предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана: повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации; обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Совета Федерации и депутатов с гражданами и органами государственной власти. Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопроектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более оперативно планировать законопроектную деятельность, иметь полную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части: общесистемные - централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей; проблемно-ориентированные - информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделении Аппарата. Структура ИКС включает следующие компоненты: информационно-справочный центр; информационно-коммуникационный центр; информационно-аналитический центр; ситуационный центр; автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства; информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях; электронные офисы руководства и депутатов; мобильные информационные системы; систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации; систему управления, администрирования и информационной безопасности ИКС; технологическую систему сопровождения и развития ИКС. Специфика базы данных Совета Федерации (как и Государственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых различных баз социальной и правовой информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая информация; в) общественно-политическая информация; г) справочная информация. Всего свыше 150 баз данных. Каталог включает: наименование базы данных; содержание всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных. Информационно-аналитическое управление предназначено для эффективной и всесторонней информационной и аналитической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются: справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Федерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета; анализ наиболее важных законов, прогнозирование возможных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации; подготовка докладов, справочных, аналитических и рекомендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по актуальным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества. Рассмотрим информационную структуру справочных баз: структура и состав Совета Федерации (список руководителей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону); структура Аппарата Совета Федерации: регламент Совета Федерации; материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации; информационный фонд Совета федерации; постановления Совета Федерации; стенограммы заседаний Совета Федерации; информация о мероприятиях, проводимых в Совете Федерации в течение текущей недели и текущего месяца: информация о мероприятиях, проводимых в Государственной Думе; информация комитетов Совета Федерации; информация структурных подразделений Аппарата Совета Федерации; пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы); данные о субъектах Российской Федерации: информация о событиях; информация о мероприятиях текущего месяца; информация о выборах. Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС); информацияоб СНГ.* * Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации. В настоящее время определенное развитие получил процесс информатизации парламентов зарубежных стран. Исследуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам: 1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы является важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы. 2. Информационно-коммуникационные системы парламентов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне. 3. Информатизация парламентской деятельности реализуется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государственных органов. Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются специальные центры, подчиненные непосредственно парламенту. При парламенте может быть создан постоянно действующий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране. Так, библиотека Конгресса - одна из крупнейших библиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки возрастают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юридическая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступающих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется несколько автоматизированных информационно-поисковых систем. Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компьютерных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представителей. Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризованных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам данных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-поисковую систему Министерства юстиции, другие компьютерные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты представителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5-4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компьютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Вашингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных. Между информационной системой и потребителями (в данном случае таковыми являются депутаты) должно существовать промежуточное звено; им являются специальные аналитические службы. В США это Исследовательская Служба Конгресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ политического курса, поиск юридических документов, история законотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов законодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она использует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательного процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных проектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изучения и использования. * В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотрудников. В ряде парламентов функционируют автоматизированные системы контроля прохождения законопроектов, позволяющие получать информацию о том, на какой стадии находится конкретный законопроект, а также документы, сопровождающие этот законопроект при выполнении операций (стадий) законодательной процедуры, и интегральную статистическую информацию по совокупности законопроектов, находящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на различных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий. В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникационное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреждений базируется на государственных телефонных сетях (технология ISDN),обеспечивающих передачу цифровых данных. Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтоматического перевода, включающая словарь терминов на 11 языках - объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все заседания сопровождаются переводом на 11 языков. 7.2. автоматизированные информационные системы федерального собранияСегодня информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных1: Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит: базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации; Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ; Информация по законодательству: база данных «Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран»; база данных «Свод законов Российской империи 1908 г.»; информационнопоисковая правовая система «Эталон» (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система «КонсультантПлюс»; информационно-поисковая система «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ; Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ», «Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население России и национальногосударственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений (информация МВД РФ)», «Политическая карта России»; 1 Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 1999. С. 82-116. Справочная информация содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»; Информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы. В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки. В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и НПП «Гарант-Сервис» была проведена совместная разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности». Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы: шестиязычный юридический словарь; тезаурус EUROVOC (русская версия); словарь законодательных дефиниций (по состоянию на 1999 г. словарь содержал более 2000 определений терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций); алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (цель данного издания - представить систему понятий Основного закона России - Конституции РФ и одного из основополагающих актов российского законодательства - Гражданского кодекса РФ); сборник образцов документов Государственной Думы включает более 200 стандартных образцов документов, используемых в законодательном процессе; база данных «Законопроекты» сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным «досье», содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д. Специалистами Аппарата Совета Федерации совместно с другими организациями разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них: подсистема «Парламентские процедуры и регламент» - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран; подсистема «Планирование» - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив Совета Федерации; подсистема «Заседания Совета Федерации» - включает в числе прочего: ведение базы данных стенограмм заседаний Совета Федерации; ведение базы данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации; подсистема «Законопроект» - содержит паспорт закона, текст законопроекта; подсистема «Законодательство» - включает: архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ); постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и других зарубежных государств; подсистема «Контроль» - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в Совете Федерации и контроль выполнения законопроектных инициатив; подсистема «Статистика» - содержит: систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС «Экономика России», периодичность - годовая, квартальная, месячная, декадная, суточная); статистическую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов; подсистема «Регион» - обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность - месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации; содержит информацию по экологии в разрезе регионов; подсистема «Общественно-политические партии и движения» - обеспечивает сбор и обработку информации по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации; подсистема «Электронные справочники» - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.; подсистема «Аналитика» - должна обеспечить поддержку анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, поддержку экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработку неструктурированной текстовой информации и др. Информационные ресурсы Совета Федерации составляют (в числе прочего) следующие базы данных: ИПС «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; «Эталон» НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; эталонный банк правовой информации НТЦ «Система»; Статистика стран СНГ; Статистика России; Социально-экономическая статистика; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг; экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях (по сводкам МВД России). 7.3. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»1 функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ. В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США2 . 1 СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108. 2 См.: Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий. Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством. 1977 г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978 г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ. Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ. Научный Центр правовой информации - государственное учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сегодня программный комплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В «Эталон» входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения, а также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР. Программный комплекс «Эталон Плюс» содержит разделы: Федеральное законодательство - нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации; Законодательство Москвы; Законодательство Московской области. Программный комплекс «Эталон Плюс» предназначен для: информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации; автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных; формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России; использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях. 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения. Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему. Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно. В фонде НЦПИ содержится огромное количество правовой информации на бумажных носителях: 45 025 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти бывшего Союза ССР; 1800 ведомственных нормативных правовых актов бывшего Союза ССР; 45 000 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти; более 7670 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации. Имеются также нормативные правовые акты органов судебной власти. В фонде бумажных носителей представлены нормативные правовые акты, принятые законодательной и исполнительной властью г. Москвы. Также в фонде имеются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, переплетенные по источникам опубликования: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР с 1917 г.; Собрание законов и распоряжений СССР с 1924 г.; Собрание постановлений Правительства СССР с 1938 г.; Ведомости Верховного Совета СССР с 1954 г. В этом же фонде имеются нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР: Постановления Совета Министров РСФСР с 1955 г.; Законы и Указы СССР с 1938 г.; Сборник Законов СССР с 1938 г.; Протокольные Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1923 г.; Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1935 г.; Протоколы Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР с 1935 г.; Постановления Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР с 1930 г.; Постановления Совета Министров СССР с 1946 г.; Распоряжения Совета Министров СССР с 1924 г.; Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1958 г.; Бюллетени Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1978 г.; Бюллетени финансового и хозяйственного законодательства СССР с 1925 г.; Бюллетени Всесоюзного Центра Совета Профессиональных Союзов с 1929 г.; Сборники финансового и хозяйственного законодательства с 1941 г.; Постановления Министерства финансов СССР с 1946 г.; Постановления Совета труда и обороны СССР с 1923 г.; Распоряжения и Постановления Высшего Совета народного хозяйства СССР с 1963 г.; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР; Ведомости Верховного Совета РСФСР с 1972 г. А также в Фонде представлены Своды законов республик В современном разделе фонда НЦПИ имеется библиотека источников опубликования нормативных правовых актов за последние 5 лет: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Тверская, 13», «Вестник мэра и Правительства Москвы». Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики. Контрольные вопросы 1. Какова роль современных информационных технологий в правотворческой деятельности? 2. Сформулируйте основные направления использования информационных систем в правотворческой деятельности. 3. Приведите примеры информационных систем, используемых в правотворческой деятельности. 4. Каковы возможности современных информационных систем при систематизации законодательства? 5. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в правотворческой деятельности? 6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена? 7. Какие информационные системы созданы и функционируют в Научном центре правовой информации? 8. Охарактеризуйте состав информационного фонда НЦПИ. 1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: ЗАО «КонсультантПлюс», 2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. 4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ // НТИ. Сер. 1. 1999. № 1. С. 1, 2. 5. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999. 6. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы // НТИ. Сер. 1. 1992. № 10, 11. 7. Правовая информатика в компьютерных технологиях / Под ред. А.М. Коркина. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998. 8. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.. В соответствии с Концепцией развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2010 года процесс информационного обеспечения правотворческой деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) направлен на удовлетворение его информационных потребностей и в ыражается в создании информационных условий работы членов Совета Федерации, комитетов и комиссий, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы: · информационный фонд Совета Федерации; · система электронного документооборота; · ситуационный центр Совета Федерации; Информационный фонд Совета Федерации Основу информационного обеспечения составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты, в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В его структуре выделяются три уровня обработки информации: · верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений; · средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, Аппарата Совета Федерации; · нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата. Правовые формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, Министерством юстиции РФ и др. государственными органами. Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Госкомстатом России, органами СНГ, ФСО России, Центробанком России и др. Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров. Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическая информация о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.). Автоматизированная информационная система документооборота Внедрение электронного документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации. В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов: · средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.); · средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов; · средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации; · средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях; · средства поиска информации в электронном виде. Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса. Ситуационный центр Совета Федерации Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются: · обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международной проблематике; · обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций; · обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов; · проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ; · сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации; · моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям; · организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти. 12. Информационные системы судебной деятельности . Концептуальные основы и общие начала информатизации судебной деятельности. Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан. В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, было положено начало внедрения информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов. На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий. Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанной с рассмотрением юридических споров, объективно не способствуют массовому внедрению информационных компьютерных технологий по сбору, обработке и анализу судебных доказательств. Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки. Одним словом, информатизация судебной деятельности имеет свою специфику. Но, тем не менее, за последние годы проделана большая работа по компьютеризации рабочих мест судебных работников, формированию и использованию ими больших массивов правовой информации. ГАС «Правосудие». Информационные системы судов общей юрисдикции представлены в ГАС «Правосудие» и информационной системой Верховного Суда РФ. ГАС «Правосудие»-это территориально распределенная автоматизированная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. При этом под единым информационным пространством федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей понимается совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил. ГАС «Правосудие» имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верхнем Суде РФ (далее-Судебный департамент). Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, республиканские, краевые, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд РФ и Российская академия правосудия, являясь объектами системы, оснащаются средствами ГАС «Правосудие» по отдельному соглашению. В ГАС «Правосудие» созданы три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты. Защищенный контур предназначен для выполнения следующих функций: · Защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах РФ; · Защита электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа; · Официальное оперативное информирование судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов; · Официальное оперативное информирование судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти; · Информационно-аналитическая поддержка судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента из источников соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме on-line и off-line и представляющих информацию в виде электронных документов. Ведомственный контур должен обеспечиваться ведомственной системой связи, которая совместно с сетью Интернет представлена в технических требованиях на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных. Публичный контур обеспечивается сетью Интернет и электронной почтой. Информатизация в Совете Федерации Наталья Дубова 1994 год знаменателен компьютеризацией деятельности многих серьезных организаций На общедоступном Web-сайте Совета Федерации (www.council.gov.ru ) можно получить различные сведения, начиная с истории российского парламентаризма и заканчивая подробным освещением мероприятий и структуры Совета Федерации 1994 год в отечественной компьютерной истории знаменателен существенным расширением проектов компьютеризации деятельности многих серьезных организаций. В федеральных министерствах, Центризбиркоме, столичной мэрии и Москомимуществе, Центробанке и ряде коммерческих банков разворачиваются крупные проекты по созданию информационных систем. Высшие органы власти, конечно, не могли остаться в стороне от этих процессов. Без компьютеров во власти не обходились и в советские времена, но новый российский парламент - двухпалатное Федеральное Собрание - выразил заинтересованность в новых подходах к информатизации и автоматизации своей работы. В самом начале 1994 года, после образования Совета Федерации первого созыва, была начата работа по созданию и постепенному внедрению Информационно-коммуникационной системы. Разработку информационного обеспечения Совета Федерации начали практически с нуля, ведь это было новое властное образование в России. У многих специалистов, пришедших в Информационно-техническое управление СФ, за плечами было не одно десятилетие работы по информатизации высших союзных органов власти, информационное обеспечение Съездов народных депутатов СССР и РСФСР, так что специфика этой деятельности была им хорошо знакома. Известны были и вечные проблемы, в частности, несовместимость систем, создаваемых для разных властных структур, невозможность организовать автоматизированный обмен информацией между ними. Евгений Орлов, начальник Информационно-технического управления Аппарата СФ, вспоминает о том, как в советские времена в ходе разработки систем информатизации для Совета министров СССР и ЦК КПСС была предпринята попытка сделать единые формы описателей баз данных. В ЦК и Совмине использовались разные форматы документов, и уговорить пользователей согласиться на унифицированный вид документации так и не удалось. Но главная проблема была не в форме. И в бытность СССР, и после отсутствовало главное условие для успешной информатизации государственных органов - ясная концепция государственного управления: при создании автоматизированных систем основной акцент делался на техническое оснащение, а не на содержательную часть. Разработчики Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации попытались изменить эту ситуацию. Официально начать работы над системой нельзя было без специального указа президента. В конце концов, благодаря настойчивости председателя Совета Федерации первого созыва Шумейко в феврале 1995 года указ был подписан. Технические и коммуникационные вопросы реализации и эксплуатация системы были возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации, а постановщиком задач и разработчиком содержательной части Информационно-коммуникационной системы стал Аппарат СФ. Прежде чем приступить к информатизации верхней палаты парламента, разработчики стремились определить законодательный процесс как комплекс взаимосогласованных операций, которые затем можно отразить в информационной инфраструктуре органа власти. В Информационно-коммуникационной системе Совет Федерации представлен многофазной операционной системой, в которой реализуются различные классы парламентских операций. Эти операции интегрируются в функциональные подсистемы. В Совете Федерации постепенно разворачивается мощная территориально распределенная, многопользовательская, многофункциональная инфраструктура, которая поддерживает законодательную деятельность верхней палаты и обеспечивает удаленный доступ к базам данных различных органов власти - на федеральном и на местном уровнях. Совет Федерации имеет возможность оперативно взаимодействовать с Госдумой, администрацией президента и правительством. Перечисление основных компонентов системы займет не одну страницу. В задачи системы входит предоставление членам Совета Федерации необходимых данных, поддержка информационных фондов, электронное взаимодействие членов СФ между собой и с внешним миром, прохождение законодательных актов, информационная поддержка необходимой аналитики и принятия решений, документооборот, организация электронных офисов членов СФ, технологическая поддержка заседаний. Информационный фонд системы включает свыше 150 баз данных по правовой, экономической, общественно-политической и справочной информации. Более тысячи рабочих мест оснащено персональными компьютерами, подключенными в локальные сети и имеющими доступ в Internet. Сегодня процесс постепенного развертывания Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации движется вперед. Но разработчиков системы волнует более глобальная проблема - комплексная информатизация и включение в единое информационное пространство всех органов власти. Однако для этого нужна единая концепция государственного управления, необходим непрерывный процесс формирования целей управления на разных уровнях - от высших до местных органов власти. В условиях, когда нет критериев оценки эффективности принимаемых законов, невозможно говорить и об эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность тех или иных органов власти. Поэтому создатели Информационно-коммуникационной системы стремятся расширить накопленный опыт на госуправление в целом, представить управление государством как процесс выполнения комплекса операций для достижения государственных целей и на этой основе выработать язык описания таких операций, который позволит решить проблему совместимости систем для разных органов власти. В конечном итоге эффективность информационного обеспечения государственной власти должна определяться через показатели качества государственного управления. К наиболее значимым государственным информационным ресурсам относятся следующие: 1. Библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют, автоматизированные информационные технологии и базы данных); 2. Архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн. ед. хр. В непосредственном ведении росархива находится свыше 193 млн. ед. хр. и несколько сот баз данных; 3. Информационные ресурсы Государственной системы научно- технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий; 4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики. Это информационные фонды по отраслям статистики, интегрированные базы данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичная статистическая информация; 5. Государственные информационные ресурсы правовой информа ции, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомственных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов; Информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней (различная социальная и управленческая информация). 37. Перечислите направления информатизации органов государственной власти и управленияАвтоматизация службы информационного обеспечения Президента РФ; Автоматизация службы информационного обеспечения Правительства РФ; Информатизация Счетной палаты РФ; Информатизация Совета Безопасности РФ; Информатизация Центральной избирательной комиссии РФ; Информатизация Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Суда, Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры РФ; Информатизация федеральных министерств, служб, агентств; Информатизация Федерального Собрания РФ (Совета Федерации, ГД). Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды: федеральные системы информационного обеспечения; системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов; системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации; негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АИС СФ. Источники информационных ресурсов Совета Федерации: Аппарат Правительства РФ; Администрация Президента РФ; Абоненты Совета Федерации (Субъекты РФ; Министерства, службы, агентства РФ; Институты РАН; Агентства, отраслевые НИИ; Предприятия, организации); Государственная Дума; Городская Дума г. Москвы; Государства-участники СНГ; Исполнительный Секретариат СНГ; Секритариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ; Другие государства; Внешние источники (нормативно-правовая, экономическая, общественно-политическая информация). |
Читайте: |
---|
Новое
- Зарядное устройство из адаптера ноутбуков
- Использование монитора производительности для определения узких мест аппаратных средств, на которых запущен SQL Server
- Как скачать Media Player Classic для моей операционной системы
- Курсовая работа: Этапы производства микропроцессоров Современные технологии создания процессоров
- Подключение сканера штрихкода с помощью атол программы
- Недостаточная мощность железа
- Диспут PayPal как способ защиты от мошенников и недобросовестных продавцов Как открыть спор в paypal
- Как перевести файл пдф в ворд для редактирования текста в режиме онлайн бесплатно: пошаговая инструкция
- Как вернуть старую версию Скайпа?
- Загрузка системы с флешки без установки